8 национальных традиций русского чаепития

Традиции русского чаепития

Традиционным местом для чаепития была веранда. Подобные сооружения были неотъемлемой частью домов средних и зажиточных семей, и до сих пор встречаются вдали от больших городов. На просторных верандах с видом на сад, украшенных деревянной резьбой и вьющимися растениями, собирались в кругу семьи вокруг самовара с горячим и душистым чаем.

С чаепитием было связано несколько народных примет. Громко потрескивающие угли самовара — хороший знак. Подрагивание и в особенности распаивание самовара — дурной. Неполный стакан следовало доливать до краев, чтобы жизнь была более полной.

Сегодня к традиции чаепития относятся как к чему-то большему, чем к анахронизму. Пользуются спросом сувенирные самовары и чайные принадлежности «под старину», появляются новые кафе и рестораны классической русской кухни. Существует немало энтузиастов, хранящих традиции и просто обожающих воссоздавать традиционные чаепития.

Видео ролик о том, как на Руси проходило чаепитие: атрибутика , атмосфера, традиции русского народа.

Виды

Красота – не единственный критерий приспособления для нагрева воды. Разновидности самовара отличаются принципом действия и свойствами (форма, материал, цвет и вместимость). Каждая модель различается особыми признаками и стоимостью.

По принципу действия

Современное систематизирование самоваров подразумевает разделение их на типы. В зависимости от способа нагревания жидкости они бывают:

  • электрические. Выпуск налажен в СССР. Вода нагревается при помощи внедренного трубчатого электронагревателя. В модели убрали жаровую трубу и колосник. Она сравнима с электрическим чайником, стилизованным под старинные экземпляры. Современные виды оснащены термическим датчиком и автоматически выключаются при закипании. Чай не имеет характерного аромата дыма от используемых фруктовых веток;
  • жаровые (угольные либо деревянные). Самая старинная конструкция. Вода нагревается внутренней топкой, в виде высокой трубки, расположенной в корпусе емкости с жидкостью. Она наполнялась зажженной смолистой лучиной или щепками с постепенным добавлением углей, веточек либо сосновых шишек. Для раздувания жара и быстрейшего нагревания жидкости на устройство помещался сапог (лучше всего из натуральной кожи и с гофрированным голенищем). Он ускорял движение воздуха, что способствовало быстрому разогреву и подсушке отсыревшей стружки или щепок;
  • комбинированные. Подходят для любителей практичности. Универсальность заключается в том, что такой самовар включает и жаровую трубу для растопки, и ТЭН для работы от электричества. Использовать можно как на природе, так и в гостиной. А если во время душевных бесед поостынет вода, можно подогреть от электрической сети.

В начале XX века стали появляться разновидности самовара: «Паричко», медные с устроенной сбоку трубой (Черниковых) и работающие на керосине.

По форме

Жаровые самовары отличаются многообразием, а их формы – усиливают резонанс функциональных особенностей изделий, обладающих замечательной спецификой издавать звуки, подавая сигнал о состоянии кипятка. На первой стадии – «поет», следующий этап – «шумит» и заключительная стадия – «бурлит», значит нужно заваривать чай.

Самые распространенные виды: банка, рюмка, ваза, желудь, дуля (груша), репка, яйцо, пламя и кувшин. Были востребованы и дорожные самовары с откручивающимися ножками.

Для более удобной транспортировки они делались в форме сундука, или коробки со срезанными углами. В начале XX столетия изобрели самовары, носимые за плечами, сделанные для удобства в длительных походах.

По материалу

Самовары издавна украшали чеканными узорами и литыми фигурами по заказу богатых семей, а простой люд довольствовался медными изделиями. По тому, из какого металла они изготовлены, судили о достатке хозяев:

  • самыми популярными считаются латунные самовары;
  • самовары с никелированным и медным покрытием. Они проще в обслуживании, долго сохраняют исходный вид, хотя и требуют периодической чистки. Выглядят богато и ярко;
  • некоторые буфетные модели изготавливались из нержавеющей стали;
  • продукция из чистой меди в цене из-за эстетичного вида и возможности нанесения рисунков или оттисков. Полезность такого самовара неоспорима, так как происходит обогащение воды ионами меди в процессе эксплуатации.

Поверхность из латуни и меди при долгом взаимодействии с воздухом окисляется, покрываясь неэстетичными пятнами. Это требует тщательного ухода и чистки специальными средствами, что продлевает «жизнь» прибору.

По цвету

Полированные модели обладают ярким золотым цветом. Если они хорошо начищены, то как зеркало отражают изображения и блестят при дневном освещении. Механизмы с никелированным и медным покрытием наделены соответственно серебристым или красноватым оттенком.

По объему

Вместимость изделий различная от 500 мл до 25 литров. Самовары на один стакан называют «эгоистами», а на два – «тет-а-тет», с романтическим подтекстом. Распространенный литраж таков:

  • 1,5 – 3 литра (электрические). Хороши для маленькой семьи.
  • от 3 и до 8 литров (угольные). Подойдут для душевного застолья с небольшим количеством гостей, воду не придется кипятить дважды. Угольный механизм вместимостью меньше 3-х литров встречается очень редко, так как сложно воплощается в производстве.

Часто в зажиточных семьях использовались два самовара. Один для повседневного пользования, а второй – для торжественных случаев и приема гостей. В быту прибор играл важную роль и ему отводили особое место, иногда в богатых домах обустраивались специальные чайные комнаты.

История появления чая в России

Во времена Ивана Грозного о чае знали лишь понаслышке. Первыми, кто поведал о необычном напитке, считаются российские послы, казачьи атаманы Ялышев и Петров, вернувшиеся в 1567 году из русского путешествия в Китайскую империю. Однако историки находили свидетельства, что за сто лет до этого, в середине XV века, при царствовании Ивана III, восточные купцы уже привозили в Россию чай.

В 1618 году государь Михаил Федорович Романов получил царский подарок от монгольского Алтын-хана — четыре пуда чайного листа. Напиток не впечатлил двор, да и обычные московиты к чаю ничего не испытывали, кроме любопытства.

Второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, имел проблемы с пищеварением, и лекари отпаивали его чаем. Результат порадовал всех, «жизненная сила» чайного напитка была высоко оценена. В лекарственных рецептах того времени чай фигурировал как лечебный ингредиент, и это было его основное применение.

В скором времени с Китаем были подписаны торговые соглашения, и чай стал предметом обмена, чаще всего на ценные меха. Количество товара тогда измерялось в верблюдах, а продукт перевозили в цибиках.

Поверхностное знакомство русских с душистым напитком переросло в настоящую любовь благодаря Екатерине II, которая сама питала слабость к заморскому зелью. Были замечены бодрящие свойства, оценен его вкус, и общение с чаем стало приносить удовольствие.

В правление Екатерины II за год употреблялись шесть тысяч «нагруженных верблюдов» заварки. Императрица лично курировала чайные караваны и производство посуды на Императорском фарфоровом заводе. При ней Москва быстро превратилась в чайную столицу России.

По российским необъятным просторам обоз из гужевых повозок добирался от Китая через всю Сибирь и далее до Москвы более полугода. Поэтому чай был очень долгожданным, дорогостоящим и недоступным для простолюдина продуктом.

В эпоху правления Романовых в 17 веке царские приемы проходили с чаепитием. Его пили бояре и богатые купцы, которые к тому же ухватились за «чайное дело» и начали сколачивать на нем состояние. Только в следующем столетии чай распространился на дворянство и купечество среднего уровня.

В России наблюдалась тенденция вытеснения им традиционных русских напитков (сбитень, мед), имевших сладковатый вкус. Вероятно, поэтому женщинам он не нравился из-за горчинки, тем более, что изначально его пили без сахара. Крепкий чай считался мужским напитком.

Во второй половине XIX века стали завозить через одесский порт также индийский и цейлонский сорта, к перевозкам подключились железные дороги. За короткое время чай превратился в доступный продукт, а ближе к концу 19-го столетия его пили все сословия царской России. Тогда же на рынке появились низкосортные дешевые сорта.

Традиции чаепития в России

Потребление чая стимулировало развитие многих производств и ремесел. На фарфоровых заводах изготовляли чайные сервизы. Возникли многочисленные производства самоваров (которые, кстати, тоже имеют китайское происхождение), среди которых особую любовь завоевали Тульские самовары. Совершенствовались рецепты выпечки к чаю.

Со временем в России сложился свой «чайный ритуал». Воду грели в самоваре, в котором она потом долго оставалось горячей. Чай крепко заваривали в небольшом заварочном чайнике, который водружали на самовар, от которого шло тепло; сверху для лучшей заварки и сохранения температуры водружали «чайную бабу». Затем заварку в небольшом количестве разливали по чашкам (которые были с блюдцами) и разводили водой из самовара. Мужчины нередко пили чай из стеклянных стаканов, которые, чтобы не обжечься, ставили в подстаканники.

Фредерик де Ханен. Отдых в русской чайной. 1913 год

У разных сословий существовали свои чайные традиции. Так, дворяне следовали английской традиции чаепития, в которых чай был, скорее, поводом для светской беседы. Помимо китайского чая, в аристократических домах подавали английский ароматизированный чай. Все чайные принадлежности были изысканными.

Чаепитие у Каменских

Купеческое чаепитие стало олицетворением русского чаепития. Обязательным атрибутом на столе был большой пузатый самовар, на котором возвышался красивый фарфоровый чайник. В чай добавляли сахар, лимон или сливки. Чтобы не обжечься, чай пили из блюдца. К столу подавали выпечку, орехи, мед, варенье и другие сладости, а также фрукты. За раз купцы и их домочадцы выпивали несколько чашек чая, их число могло доходить до 20 и более.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Крестьяне также любили пить чай, однако позволить себе китайский чай могли далеко не все. Поэтому чаще заваривали иван-чай, душицу, малину и другие растения. Твердый сахар часто ели «вприкуску», который, постепенно растворяясь во рту, придавал напитку сладость. Краем бедности считалось остаться без самовара.

И.С.Куликов. В крестьянской семье. 1902 год

Московское чаепитие

Наиболее заядлыми «чаеманами» в Российской империи были москвичи, которые потребляли около 60% всего чая, ввозимого в страну. Так, в 1847 году в Первопрестольной насчитывалось более ста специализированных чайных магазинов и более трехсот чайных и других заведений, где подавали готовый чай. В это же время в столице — Санкт-Петербурге, был всего один чайный магазин.

Москвичи часто ездили отведать чаю в подмосковное село Большие Мытищи, которые славились своими родниками с вкусной водой и откуда брал начало Московский водопровод. Кроме того, Мытищи стояли на древнем паломническом пути в Троице-Сергиев монастырь (Лавру) и Переславль-Залесский. Неудивительно, что вскоре здесь появились многочисленные чайные, ставшие к середине XIX века одной из основных статьей дохода местных жителей.

В.Г.Перов. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. Третьяковская галерея. 1862 год

Русские чайные традиции

Описание традиций чаепития является сложным моментом. Внешние атрибуты в виде самовара, стакана с подстаканником никогда не смогут передать атмосферу. Куда важнее вложенные человеком эмоции и его отношение к тем, с кем он проводит время. Традиции чаепития часто трактуются как необходимость. Из-за холодного климата не обогреть пришедшего было бы неуважительно. Церемония распития бодрящего напитка существует также в Англии и Японии.

Использование самовара

Самовар упрощал сам процесс заваривания чая, т.к до его появления на Руси приходилось специально топить печь

Самовар привыкли считать истинно русской и неотъемлемой частью чаепития. Мало кто знает, но его изобрели еще в Древнем Риме. Первые грелись с помощью дров и угля, постепенно улучшая свое качество мастера научились производить их на керосине.

По традиции самовар выставляли на середину стола, либо на небольшой столик в углу. Стол украшался белой скатертью ручной работы, на середине располагалась узкая ткань, на которую выкладывали угощения.

Бублики и баранки к чаю

Ни одно чаепитие не обходится без баранов и варенья, красиво разложенных на столе

Русский народ зарекомендовал себя как один из самых щедрых и гостеприимных. К гостям относились с особым уважением и предлагали на своем столе лучшие блюда. Обычай пить чай «вприкуску» с чем-либо пришел из Сибири.  Баранки и бублики были лакомством во время чаепития. Аккуратно выполненные, аппетитные баранки украшали ярмарки, являясь простым и доступным угощением.

Стаканы с подстаканниками

Такие стаканы распространились благодаря дешевизне и практичности

Впервые появились в трактирах. Популярность свою получили благодаря дешевизне и практичности, т.к обычные кружки часто бились и были дороже.

Баба на чайник

Красивые грелки-куклы надевались на самовар в процессе ожидания заваривания

Такое название приобрела специально изготовленная грелка в виде красивой женщины в яркой одежде. В некоторых местах России вместо женщины красовались сказочные персонажи. Грелкой укрывали верхнюю часть самовара, ожидая приготовления чая.

Куклу сажали на верхнюю часть и уже не снимали

Пить чай из пиалы или блюдца

Если чашку ставили на блюдце, то это было знаком, что чая больше не нужно

Одним из важнейших символов русского чаепития считалось блюдце. Из него попивали чай, как бы прихлебывая, купцы помещики и крестьяне. В высшем обществе это считалось проявлением вульгарности.

Сервизы

Роскошные чайные сервизы до сих пор можно встретить в каждой второй квартире

Мода на чайные сервизы зародилась еще в 19 веке, являясь предметом гордости уважающей себя хозяйки. По приказу Екатерины Петровны был основан завод по производству фарфоровой посуды.

Заварка

Дополнительная заварка подливалась в чайник

Чтобы не беспокоиться о том, что чай закончится в самый разгар беседы, хозяйки начали заготавливать заварку. Немного чайных листьев заваривали в отдельной посуде и давали настояться до максимальной крепости. Любой желающий мог долить себе нужное количество.

Чайные беседы

Попивая чай можно поделиться своими горестями и радостями жизни

Душевные беседы в хорошей компании, пожалуй, являются главной частью чаепития на Руси.  Посиделки искренни и эмоциональны. Чай пили после бани до 7 пота, гостям даже предлагались специальные полотенца, чтобы вытираться. За чаем решались важнейшие вопросы, начиная принятием определенных решений и заканчивая обсуждением государственных дел.

Кто пил чай

1 / 2

Семейный портрет. Картина Аполлона Мокрицкого. 1837 год Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

2 / 2

Домашняя крестьянская сцена. Картина Николая Неврева. 1855 год Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

В начале XVIII века чай был дорог и, как лю­бая иностранная редкость, доступен только элите: аристократии, высшему купечеству и высшему духовенству. Однако сравнитель­но скоро возможность пить чай получили уже и крестьяне, и городская беднота. 

Исследователь русского быта Иван Петрович Сахаров в 1830-х годах писал:

Указание «в старину» отсылает по меньшей мере к началу XIX века, а само описание касается совсем не чайной столицы Москвы, а города Любим в Ярославской губернии.

Примерно в то же время путешественник маркиз де Кюстин в своих путевых заметках о России отмечал:

Как туристу попасть в Россию XIX века

Где получить визу, на чем добираться и что могут отнять на границе

Иностранцы против России

Отзывы восточных и западных путешественников с X по XIX век

Типичными потребителями чая были ямщики:

Чай был непременным атрибутом экспе­диций и военных походов. Известно, что многие русские путешественники и военные предпочитали чай пуэр: он был неприхотлив в перевозке, отлично согревал, лечил желудок после пищевых отравлений.

1 / 3

Русско-японская война. Варка чая на позиции. Гравюра по фотографии Виктора Буллы. 1904–1905 годыИз коллекции автора

2 / 3

Русские военные в китайской чайной. Дореволюционная почтовая открыткаИз коллекции автора

3 / 3

Военный пьет чай. 1907 годИз коллекции автора

Правда, в русской армии чай по довольствию не полагался — вместо него нижние чины пили квас, а офицеры покупали чай за свой счет. Исключения составляли холерные эпидемии, когда войска поили чаем как лекарством. Кроме того, он был положен отрядам, находящимся во время войны на передней линии фронта, в дозорах.

Как лечить солдата

Три века проб и ошибок в науке о сохранении жизни и здоровья в русской армии

Были в России и те, кто с опаской смотрел на чай. Старообрядческий фольклор ярко передает отношение некоторой (но не всей) части староверов к чаю: «Кто пьет чай, тот спасения не чай». Или: «Кто пьет чай, отчаивается от Бога», «Кто пьет кофе, налагает ков  То есть ковы. на Христа».

История появления чая в России

Сегодня чай пьют в каждом уголке Земли. Но так было не всегда. К примеру, в древности русичи пили сбитень, медовуху, квас, травяные настои, копорку. В 1638 году высушенные листья чая, около 4 пудов, из Монголии привез русский посол в качестве подарка царю. Тогда ее при дворе назвали китайской травой. Тому презент неожиданно понравился, но ее запасы вскорости закончились.

Во второй раз чай в Россию привез из Китая посол Иван Перфильев, но напиток не пришелся ко двору до тех пор, пока с его помощью лекарь не избавил царя от сильных болей в желудке. С тех пор чай стали регулярно пить при дворе на Руси, правда, считался он больше лечебным напитком. Симпатии царственной особы к заморской траве сыграли определенную роль, ведь именно при его правлении начались попытки наладить постоянную доставку чая в Россию.

Только его сын, Алексей Романович, смог заключить договор о торговом сотрудничестве с Китаем. Так началась история великого Чайного Пути. Доставлялся он караваном в течение 18 месяцев через пустыню, земли Монголии и тайгу. Чтобы долгая дорога не отразилась на вкусе заваренного напитка, его упаковывали в специальную тару – цыбики.

Сначала чай доставляли в Кяхту, откуда на ярмарку на Нижнем Новгороде и только после этого его отправляли в столицу. Чай в те времена был напитком аристократов, знати и богатых людей, так как стоил он действительно больших денег.

Знаете ли вы, что изначально чаи гоняли только в Москве? На тот момент, когда там было около сотни чайных лавок, в Питере открылась только первая, а в провинции про него вообще не знали.

В конце XIX века чаепитие на Руси становится доступным для всех, потому что грузы с чаем доставляют морем, по железной дороге. Такая доставка обходилась намного дешевле, но для рабочих и крестьян напиток оставался недоступным. Все изменилось после того, как наладили торговлю с Цейлоном и Индией.

Также были заложены первые чайные плантации на Кавказе, так появился грузинский сорт: для рабочих, крестьян и пролетариата. Уже тогда начали закладываться уникальные традиции русского чаепития.

Появление чая в России

1 / 5

Сбор и обработка чая в Китае. Немецкая гравюра. 1895 годИз коллекции автора

2 / 5

Приготовление чая в Китае и отправка его в Россию. Гравюра XIX векаИз коллекции автора

3 / 5

Православный храм в Ханькоу (сейчас Ухань), Китай, выстроенный на деньги русских торговцев китайским чаем. Гравюра. Конец XIX векаИз коллекции автора

4 / 5

Вид гавани в Ханькоу. Гравюра. 1889 год

На гравюре изображены реальные корабли: канонерская лодка «Горностай», пароход Добровольного флота «Петербург», чайные баржи и английский пароход Ladwen Castle.

Из коллекции автора

5 / 5

Русский квартал в Ханькоу. Гравюра. 1889 годИз коллекции автора

В Россию чай попал из Китая, который долгое время оставался монополистом в поставках чая на мировые рынки и держал технологии его производства в секрете. В 1638 году чай привезли ко двору царя Михаила Федоровича в качестве подарка. Правда, до конца XVII века его употребляли в России только как лекарство.

На русском рынке знали два вида чая: караванный (он же кяхтинский), который везли сухопутными маршрутами по Велико­му чайному пути  Типичный путь чая из Китая в Россию в XVIII — первой половине XIX века был таким: Пекин — Калган (сейчас Чжанцзякоу, КНР) — Урга (нынешний Улан-Батор, Монголия) — Кяхта — Иркутск — Красно­ярск — Томск — Тюмень — Казань — Нижний Новгород., и кантонский: он вывозился из Китая морем и уже через Европу попадал в Россию.

Название «кяхтинский» у чая появилось благодаря крепости Кяхта на терри­тории современной Бурятии, которая стала одним из форпостов русской торговли с Китаем. Самым ходовым товаром в обмен на чай была пушнина, или, как ее тогда называли, «мягкая рухлядь». Кяхта и кяхтинский чай глубоко вошли в русскую культуру, оставив свой след даже в народном фольклоре: «Кяхтинский чай да муромский калач — полдничает богач».

1 / 3

Гостиный двор в Кяхте. XIX век

Из книги «Чай и чайная торговля в России и других государствах»

Издание А. Г. Кузнецова, Санкт-Петербург, 1892 год

2 / 3

Чайная лавка фузы (торгового дома) Сю-фаюн в Маймачене (китайский город на границе с Россией). XIX век

Из книги «Чай и чайная торговля в России и других государствах».

Издание А. Г. Кузнецова, Санкт-Петербург, 1892 год

3 / 3

Чайные плантации в Китае. XIX век

Из книги «Чай и чайная торговля в России и других государствах»

Издание А. Г. Кузнецова, Санкт-Петербург, 1892 год

Возить чай было опасно: по пути караваны часто грабили так называемые чаерезы. В отличие от других товаров — фарфора, сукна, которые можно было детально описать и потом отследить, — след чая после пересыпки в новую тару бесследно терялся, и поймать грабителей было практически невозможно. По этой причине крестьяне-сибиряки, нанятые купцами для перевозки чая, сбивались в большие группы, чтобы была хоть какая-то возможность отбиться от грабителей. Даже в 1880-е годы многие подрядчики, узнав, что везти им предстоит чай, отказывались от опасного груза.

1 / 2

Чайный караван. Рекламный вкладыш Товарищества кяхтинских чаеторговцев под фирмою «Цзинь-Лунь»Из коллекции автора

2 / 2

Караван с китайским чаем на пути в Россию. Вторая половина XIX векаИз коллекции автора

Тем не менее, несмотря на все опасности, поставки чая в Россию стремительно росли. К концу XVIII века они составляли 30 % всего русского импорта из Китая, а к середине XIX века — уже 90 %. 

Правила русского чаепития

Сама церемония видоизменялась, но за все время можно сформулировать базовые основы, которые отличают русское чаепитие от других:

  1. Чай подают на террасе, веранде или в гостиной.
  2. Всегда используется черный сорт, из него делают крепкую заварку, которую подают отдельно. Ее разливают по чашкам или стаканам, разбавляя горячей водой.
  3. Обязательны лимон и сахар, который каждый добавляет по желанию себе в чашку. Известно ли вам, что традиции пить горячий чай с лимоном нет ни водной стране? Некоторые исследователи полагают, что она зародилась от того, что во время длительной поездки, когда делали остановку, пили чай и закусывали его лимоном, чтобы не укачивало во время дороги.
  4. Дети сидят отдельно от взрослых.
  5. От стола нужно встать сытым, поэтому на нем всегда должно быть не менее четырех видов закусок: сытные (пироги, блины с мясной и рыбной начинкой); легкие (сыр, хлеб, масло, красная рыба); сладкие (шоколад, варенье, орехи, блины со сладкой начинкой, выпечка); свежие (фрукты и ягоды в любом виде).
  6. К чаю рекомендуются добавки – ароматные травы, сушеные ягоды или алкоголь. Ими пользуются по желанию.
  7. Последняя и самая главная традиция – это особая душевная дружеская атмосфера.

Как пить чай: правила этикета

Разливать чай положено хозяйке дома. Она же должна следить за тем, чтобы на столе было достаточно закусок, а у гостей полны кружки. Вести себя аккуратно и пить чай так, чтобы края чашки оставались чистыми. Не забывать про правила хорошего тона – не перебивать, не повышать голос и с уважением относиться к хозяевам и другим гостям.

Куски сахара следовало брать специальными щипцами, а размешивать его бесшумно. Обязательные столовые приборы – вилка для закусок, ложечка чайная и для десертов. Если гость переворачивал чашку, это означало, что он закончил. Позже, подражая Европе, стали оставлять ложечку в чашке.

Запреты во время чаепития

Сахар размешивали ложечкой, но делать это было нужно, не касаясь дна и стенок посуды, чтобы не издавать посторонних звуков. После размешивания ее нельзя было оставлять в чашке, а положить на блюдце или салфетку. Во время чаепития запрещено дуть на чай, чтобы он остыл, или же пить его, зачерпывая ложечкой.

Также дурным тоном считалось с шумом втягивать чай, чавкать. Не следовало спешить, чтобы не подавиться. Чтобы сделать глоток, нужно было поднести чашку ко рту и наклонить ее, и ни в коем случае не делать этого самому. Считалось вульгарным держать чашку, оттопыривая мизинец. Что касалось купеческих собраний с самоваром, то там правила были не такие строгие.

Чайные традиции

Несмотря на то, что китайская чайная церемония признана самой колоритной и истинно правильной, на Руси исторически сложился другой способ употребления чая. Ни в одной другой стране мира нет такого прибора, как самовар. А ведь именно он занимал центральное место на русском чайном столе. По утверждению специалистов, в нем действительно получается более ароматный и насыщенный напиток, чем в чайнике.

Культура чаепития стала формироваться с XII века. Именно с этого времени было принято собирать за столом всю семью, приглашать родных и гостей, чтобы вести беседы или говорить о новостях. Чая пили всегда много – по несколько чашек, дополняя их баранками, пирожками и прочей выпечкой и сладостями. Каждая семья обзаводилась необходимыми чайными атрибутами. Кроме самовара это были чайные пары, сахарница, молочник, полотенца и сосуд с водой, где ополаскивали чашки после первой порции напитка.

Чайная традиция диктовала одно важное правило: напиток по чашкам разливала хозяйка дома и ополаскивала чашки также она. Истинно русским десертом, который подавали к столу, было варенье и крендельки с баранками

Позже чай стали пить с молоком и лимоном, добавляя в чашку сахар-рафинад. Такой подсластитель был любим за то, что он не портил цвет чая, оставляя его прозрачным.

Капорье – чайная столица Руси

Существовало и негласное народное правило переворачивать чашку на блюдце. Это обозначало, что гость больше не желает вкушать напиток. В России издавна существовал трактир, пивная, ресторан, клуб, а с распространением чая – и чайная, или чайный дом. Такого понятия в Европе не существовало. В подобных заведениях подавали чай с разными десертами, а позже стали предлагать и горячие блюда. Первые подобные заведения были открыты в Тверской области, а Петербург стал первым городом, в котором открыли новое учреждение культуры – чайную, в которой можно было отведать горячего бодрящего напитка, откушать и скоротать время.

Сегодня подобные заведения утратили свою актуальность. На их место пришли кафе, предлагающие множество видов бодрящих напитков, приготавливаемых на западный манер. Самовар уже давно перекочевал в ранг раритетных, или устаревших, приборов, хотя в настоящее время его можно приобрести в сувенирных лавках или мастерских. Часто его приобретают в качестве декоративного атрибута, ведь готовить в нем чай – это целое искусство, которое нужно изучать.

История появления чая в России

Полина Лучанова

Существует несколько теорий появления чая в нашей стране. Есть теория от западников (вот, даже и чай у нас без политики не обходится) про то, как Пётр I завёз в Россию кофе, трубки с табаком, кургузые венгерские кафтаны, бритые подбородки и чай. С западниками спорят славянофилы, которые вспоминают о казачьих походах в Китай ещё в самом начале шестнадцатого века. Вспоминают и царя Михаила Фёдоровича Романова, которому китайские послы привезли несколько ящиков чая.

Дорогие мои! Если мы говорим о русском чаепитии, как о национальной традиции, то почему вспоминаем о Михаиле Романове и его потомке Петре? Ну завезли они (или подарили им) чай и что? У бывшего министра Улюкаева при обыске нашли 3-х килограммовые золотые монеты. Могу ли я утверждать, что у россиян в начале двадцать первого века появилась традиция отливать из золота монеты в три килограмма весом?

Чай, как напиток, появился в России задолго до Романовых и случилось это явление ещё во времена монгольского нашествия. Можно предположить, что про чай знали казаки сибирские и казаки уральские, которые просто не могли не общаться со своими восточными соседями, которые этот самый чай употребляли просто очень давно.

Однако, отечественный потребитель много веков выбирал отечественного же производителя и предпочитал свои прохладительные напитки: квас (которого было огромное количество видов), сбитень, всевозможные фруктовые и ягодные взвары и перевары, меды и даже щи, которые были так газированы, что требовали специальной крепкой посуды.

Наступление чая на Россию началось в самом конце семнадцатого века. Сначала чайным городом стала Москва, потом центром чайной торговли стал Нижний Новгород. В те времена чай был достаточно дорог, а потому пили его, в основном, аристократы и богатые купцы. Можно сказать, что где-то в конце семнадцатого века в России появилась мода на «утончённую западную жизнь». Просвещённые европейцы кваса не пьют. Они кофе кушают и чай. Вот и потянулись «элиты» за модой.

Однако, постепенно цена на чай снижалась, поскольку чай в Китае не покупали, а меняли на ткани, выделанные кожи, изделия металлургии. Соответственно, с развитием промышленности в России снижалась себестоимость собственной продукции и автоматически, поскольку торговля была меновой, снижалась стоимость чая.

Главной проблемой была доставка. Россия была единственной европейской страной, которая доставляла чай сухим путём. Были в такой доставке плюсы (чай плохо переносил морские путешествия и существенно терял в качестве), но был и большой минус – тысячи километров на лошадях. Это очень долго, а потому и очень дорого.

И только к началу девятнадцатого века чай начали пить все сословия. К этому времени построили Самаро-Уфимскую и Екатеринбургско-Тюменскую железные дороги, что существенно ускорило доставку. А кроме того чай начали ввозить морским путём, в том числе из Индии и с Цейлона. Цена на чай просто рухнула и пить его начали все сословия. В 1886 году чай был введён в состав армейского пищевого довольствия, а с 1890 года чаем начали поить и рабочих на фабриках.

Аристократы пили дорогой китайский чай элитных сортов и европейские ароматизированные сорта чая. Купечество предпочитало чай чёрный, с хорошим тёмным настоем, не такой крепкий, как заваривали в среде аристократов, но в гораздо больших количествах. Простой народ, традиционно, пил чай низкосортный. В те же времена появились и первые фальсифицированные чаи.

Нужно сказать, и в девятнадцатом веке чай пили не во всей России. Пили чай в Сибири и на Урале, на Нижней Волге, в Москве и её окрестностях. А вот Петербург долгое время предпочитал кофе. Не пили чай на Украине, в Белоруссии, на Дону и на Среднем Поволжье.  В первой половине 19 века 60 % ввозимого в Россию чая потребляла Москва. Однако, к концу девятнадцатого века чай распространился уже по всей территории Российской империи и страна вышла на первое место в мире по потреблению чая (исключая Китай, поскольку по потреблению чая в Китае как не было статистики тогда, так нет её и сейчас).

В конце 19 века чай начали выращивать в России. Кстати, выращивали  очень приличные сорта, которые получали медали на международных выставках и оценивались знатоками даже выше ординарных китайских чёрных чаёв.

Потом был советский чайный период, когда чай, без преувеличения, пили все: в детских садах и пионерских лагерях, в армии, во всех заведениях общественного питания, на работе и дома. Правда, в этот период народ пил чай не очень хорошего качества. Тут можно было бы вспомнить товарищей Мжаванадзе и Шеварнадзе, которые хорошо потрудились над снижением этого самого качества. Но сейчас мы говорим не о чайных паразитах, а о чайных традициях в России.

Почему мы чай называем «чаем»?

Разные пути проникновения чая — сухопутный в Россию и морской в Европу (прежде всего, в Англию) нашли свое отражение в языке. Так, русское слово «чай» происходит от северокитайского чтения иероглифа 茶 (чай) — chá. В провинции Гуандун, откуда португальцы с XVI века везли чай в страны Европы, Южной Америки и т.д., иероглиф 茶 также читался как cha, поэтому на португальском языке «чай» звучит как chá.

В конце XVI века Китай и Япония ввели морское эмбарго, после чего испанские и голландские колонисты были вынуждены переселиться на Тайвань, в то время еще свободный от контроля внешней торговли. Население находящейся рядом на материке провинции Фуцзянь занялось контрабандой чаем. На диалекте амой (или сямэнь) слово «чай» произносится как te, и именно это произношение переняли испанские и голландские колонисты. От них оно вошло в испанский, итальянский, французский, немецкий, английский и другие европейские языки.

История русского чая

История чая в России берет начало в 17 веке. Все началось с необычного подарка, присланного царю Михаилу Романову китайскими купцами. Это были 4 пуда (65 кг) чайных листьев.

До появления чая на Руси любили пить медовуху, квас, кисели, морсы и сбитень. Медовуху — слабоалкогольный напиток с медом — распивали по большим праздникам, кисель — для поднятия духа, ягодный морс и квас — для утоления жажды летом.

Вошли в моду атрибуты русской чайной церемонии — фарфоровая посуда, самовар, заварник, подстаканник. Появились новые промыслы и ремесла. Например, в Туле, дореволюционном лидере по производству самоваров, в конце 19 века работало 30 самоварных фабрик, которые ежегодно выпускали до 120 тысяч изделий.

В 19 веке были популярны сорта «Жемчужный отборный», «Юнфачо с цветами», любимый купечеством «Императорский лянсин» и элитный «Серебряные иголки». В народе научились ловко подделывать их, окрашивая спитую заварку и даже сушеные листья березы. Такого рода мошенничество наказывалось очень жестко. Подделывать чай прекратили лишь к 30-м годам 20 века, так как это стало неактуально.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий