Подготовка к ЕГЭ по информатике

Содержание экзамена

Экзамен по информатике проверяет знания выпускника по основным разделам предмета (в скобках указано количество вопросов по теме во всем тестировании):

  • «Информация и её кодирование» (2);
  • «Моделирование и компьютерный эксперимент» (2);
  • «Системы счисления» (1);
  • «Логика и алгоритмы» (6);
  • «Элементы теории алгоритмов» (2);
  • «Программирование» (7);
  • «Архитектура компьютеров и компьютерных сетей» (1);
  • «Обработка числовой информации» (4);
  • «Технологии поиска и хранения информации» (2).

Для выполнения 9 заданий понадобиться использовать специальное ПО: тестовый редактор, электронные таблицы, системы для программирования (Школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python). Ответы на все 27 вопросов могут быть представлены в виде буквы, цифры или комбинации, последовательности символов.

Алгоритмизация и основы программирования

5: выполнение и анализ простых алгоритмов
24.01.2021
6: анализ программ с циклами
29.01.2021
6сpp: анализ программ с циклами (язык C++, Н.Д. Керамов)
10.01.2021
6py: анализ программ с циклами (язык Python, А.А. Паршев, Е.П. Стонт)
10.01.2021
12: выполнение алгоритмов для исполнителя
31.01.2021
Программа для решения задач с Редактором (Р. Либеров и А.Л. Наймушин)
15.05.2016
16: рекурсивные алгоритмы
21.02.2021
17: проверка делимости чисел
25.02.2021
18: динамическое программирование
19.02.2021
Файлы к заданиям 18
02.11.2020
19-21: теория игр
17.01.2021
22: анализ программы с циклами и условными операторами
12.02.2021
22cpp: анализ программы с циклами и условными операторами (язык C++, Т.Е. Ганилова)
12.02.2021
22py: анализ программы с циклами и условными операторами (язык Python, А.А. Паршев, Е.П. Стонт)
12.02.2021
23: перебор вариантов, динамическое программирование
19.02.2021
Программа-тренажёр для решения задач 23 (динамическое программирование)
18.02.2018
Онлайн-решатель задач 23 (динамическое программирование) (Б. Власенко)
07.01.2020
24: обработка символьных строк
01.02.2021
Файлы к заданиям 24
09.01.2021
Решения заданий 24 (Python, Pascal)
09.01.2021
25: обработка целых чисел, делители числа
05.02.2021
Решения всех заданий 25 (Python)
05.02.2021
26: обработка массива целых чисел из файла
26.01.2021
Решения заданий 26 (Python)
27.01.2021
Файлы к заданиям 26
09.01.2021
27: обработка последовательностей
28.02.2021
Файлы к заданиям 27
28.02.2021
27: сборник задач 2020 г.
09.07.2020

Преимущества курсов или занятий с репетитором для подготовки к ЕГЭ по информатике

Можно готовиться к экзамену самостоятельно и бесплатно. А можно записаться на курсы или нанять репетитора. Однако подготовка с репетитором один на один будет качественнее, чем занятия на общих курсах. Поэтому если вы хотите заниматься в удобном для вас темпе и с соблюдением индивидуального подхода, прорабатывая личные пробелы, разбирая непонятные темы по несколько раз и с разных сторон, то лучше отдать предпочтение подготовке с репетитором.

На сайтах ФИПИ и Синергии уже выложена демоверсия экзамена, кодификатор и спецификация. Кроме этого, на портале Университета вы найдете тренировочный КИМ по информатике 2021. Со всеми материалами можно ознакомиться в режиме онлайн или скачать их на свой компьютер.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.

Группы заданий ЕГЭ по информатике и ИКТ.

  • Часть 1 – A1, A2, A3, A4, A5, A6, A7, A8, A9, A10, A11, A12, A13, A14 – это вопросы базовой сложности, при ответе нужно выбрать 1 правильный ответ из 4-х предложенных. Рекомендуемое время выполнения заданий 30 минут.
  • Часть 2 – B1, B2, B3, B4, B5, B6, B7, B8, B9, B10, B11, B12, B13, B14 – вопросы выше средней сложности, необходимо самим сформулировать и написать краткий ответ на вопрос. Рекомендуемое время выполнения заданий 60 минут.
  • Часть 3 – Задания C1, C2, C3, C4 – это задания высокой сложности, при решении заданий необходимо написать в произвольной форме развернутый ответ. Рекомендуемое время выполнения заданий 150 минут.

О структуре экзамена

В ЕГЭ по-прежнему осталось 27 заданий, но теперь это все задания с кратким ответом. За задания 1-24 можно получить по 1 первичному баллу, а за задания 25, 26 и 27 — по 2 балла. Максимальный возможный результат — 30 первичных баллов. 

На экзамене встретятся задания по программированию, логике, алгоритмизации, на работу с информационными моделями, кодирование информации и поиск данных в файлах.

В каждом блоке есть определенные темы, которые нужно знать. Давайте посмотрим, что учить в каждом блоке.

Программирование

Программирование встречается в восьми заданиях заданиях — а именно в 6, 16, 17, 22, 24, 25, 26 и 27. Чтобы справиться с ними достаточно хорошо знать только один язык программирования. Нужно уметь работать с массивом, строками, файлами, знать алгоритмы сортировки и другие не менее важные алгоритмы работы с числами.

Логика

Заданий по логике стало в два раза меньше. Теперь логика встречается в заданиях 2 и 15. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, нужно знать основные логические операции и их таблицы истинности, уметь преобразовывать и анализировать  выражения.

Алгоритмизация

В данный блок входят шесть задании (5, 12, 19, 20, 21 и 23). Для решения этих заданий нужно уметь работать с различными алгоритмами и исполнителями

Важно понимать теорию игр — определять выигрывающего игрока, выигрышную позицию, различать понятия заведомо проигрышной и выигрышной позиций

Информационные модели

С заданиями 1, 3 и 13 ученики обычно справляются хорошо. Чтобы их решить, нужно уметь работать с графами и таблицами, а также с масками файлов.

Информация и кодирование

Задания этого блока достаточно разнообразны. Вы встретите алгоритмы перевода чисел в различные системы счисления, условие Фано, формулы, единицы измерения информации и комбинаторику. Все это разнообразие встречается в заданиях 4, 7, 8, 11, 14, а также может пригодится в заданиях на программирование.

Поиск данных в файлах

Речь идет о заданиях 9, 10 и 18. Чтобы их решить, нужно выполнять поиск в текстовом файле и работать с электронными таблицами. Не лишним будет разобраться с тем, какие встроенные функции есть в электронных таблицах и как составить формулу самостоятельно.

Советы по решению задания № 27

Здесь нужно написать эффективный алгоритм. Это значит, что с помощью вашего алгоритма можно быстро получить ответ. Раньше эффективность оценивали эксперты, теперь же эффективность определяется временем экзамена. В задании два исходных файла. В одном короткая последовательность, например, не более 100 чисел, а в другом длинная последовательность, сотни тысяч элементов. Если за 4 часа вы не получили ответ на длинной последовательности, то алгоритм не эффективен. Вы получите только 1 балл, если на короткой последовательности будет верный ответ.

Лучше сначала написать неэффективный алгоритм. Как правило, это не занимает много времени и усилий. При этом вы гарантированно получите один балл. Если стремитесь к максимальному количеству баллов, после этого переходите к созданию эффективного алгоритма.

Работа с репетитором

Многие родители, чтобы как можно лучше организовать подготовку к ЕГЭ, нанимают репетиторов. Это удовольствие не из дешевых, следовательно, к подбору преподавателя нужно отнестись со всей ответственностью

Расскажем, на какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь

Индивидуальная работа с репетитором особо рекомендована следующим категориям учащихся:

  • Во-первых, это ребята, которые претендуют на самые высокие оценки и хорошо владеют материалом. Им, в основном, необходимо закрыть пробелы в знаниях по отдельным вопросам, отработать решение наиболее сложных заданий и подойти к испытанию с максимальным уровнем готовности.
  • Во-вторых, это школьники, которые отстают по какому-то предмету, и могут не успевать за группой на курсах. Таким учащимся репетитор помогает выстроить индивидуальную траекторию подготовки, определит сильные и слабые стороны, сделает упор на мотивацию.
  • В-третьих, это ученики, которые по разным причинам не могут регулярно ходить на курсы. Речь идет о детях с инвалидностью или ОВЗ, школьниках, серьезно занимающихся спортом, творческой деятельностью, участниках предметных олимпиад. С репетитором есть возможность подстраивать график занятий под потребности ученика, проходить материал в удобном для него темпе. При желании даже можно подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля.

Занятия с хорошим репетитором чаще всего дают высокий результат, однако педагог обязательно должен быть высококвалифицированным. Таких специалистов не так уж много, во всяком случае, гораздо меньше, чем одиннадцатиклассников. Договариваться с ними приходится еще летом, однако на всех профи не хватает, и многим приходится довольствоваться теми преподавателями, какие есть, а здесь уже возможны варианты.

Чтобы не потратить деньги впустую и сделать правильный выбор, желательно пользоваться отзывами клиентов и рейтингами на специализированных сайтах подбора репетиторов, брать контакты у знакомых, которые уже прошли по этому пути.

Среди плюсов работы с репетитором стоит отметить:

  • Индивидуальный подход и высокая эффективность. Это самое главное, ради чего стоит тратить деньги. Высококлассный специалист сможет быстро определить слабые места ученика, причины затруднений и разработать для него наиболее подходящую методику подготовки.
  • Раскрепощенность школьника. Работая в течение длительного времени один на один с педагогом, старшеклассник может задавать ему самые разные вопросы без стеснения и боязни стать объектом насмешек со стороны одноклассников или одногруппников.
  • Наработка практики. Обычно репетиторы отслеживают все нововведения в ЕГЭ текущего года и имеют много вариантов экзаменационных работ, при помощи которых помогают «набить руку» своим ученикам.
  • Удобный график. С репетитором можно договориться о проведении занятий в удобные дни и время, работе на территории педагога или ученика, связи по Скайпу, смещении или переносе очередной встречи и т.д.

При всех достоинствах, такой способ подготовки имеет и целый ряд существенных недостатков:

  • Высокая стоимость. Услуги любого репетитора, а тем более хорошего, стоят дорого. Обычно цена такой индивидуальной подготовки в полтора-два раза выше, чем на приличных курсах. Поэтому нанимать репетиторов по нескольким предметам одновременно могут позволить себе немногие.
  • Проблемы с поиском действительно хорошего специалиста. Нередко родители находят школьного учителя или преподавателя вуза, действительно отлично знающего свой предмет, но не «заточенного» именно на подготовку к ЕГЭ, что может привести к проблемам со сдачей экзамена.
  • Утомляемость школьника. Далеко не все репетиторы соглашаются приезжать к клиенту, даже за дополнительную плату. Поэтому одиннадцатикласснику приходится после уроков ездить к каждому из них. В отличие от курсов, которые можно выбрать поближе к дому, репетиторы могут жить и далеко, что создает проблемы, особенно в крупных городах.
  • Нет возможности качественной оценки знаний. На курсах учащийся может сравнить свой прогресс с достижениями ровесников. Работая с репетитором, приходится ориентироваться только на баллы пробных ЕГЭ. Проверить работу репетитора чаще всего можно только постфактум, после прохождения испытания.

При выборе репетитора необходимо обращать особое внимание на его портфолио: место работы (школа, вуз или только репетиторская деятельность), результаты воспитанников, применяемые методологии и учебники. Также нужно учитывать мнение ребенка, которому придется целый год работать с этим наставником

Как готовиться к экзамену

Изучите сайт Константина Полякова: https://kpolyakov.spb.ru/. Там собрана самая полная и актуальная информация по ОГЭ и ЕГЭ «Информатика и ИКТ».
Изучите КИМ на сайте ФИПИ. В кодификаторе перечислены все темы, которые проверяются на экзамене, в спецификации подробно изложено, какие знания и навыки проверяются на экзамене, какой сложности задания и в чём особенности их выполнения в новом формате. Демоверсия помогает понять формат и тематику заданий: .
Познакомьтесь с демонстрационной версией станции КЕГЭ — ЕГЭ в компьютерной форме: http://kege.rustest.ru

Обратите внимание на задание № 10 на работу с текстовым редактором. Раньше такого задания в экзамене не было

Суть задания: найти стандартными инструментами редактора необходимую информацию. Например, подсчитать, сколько раз в тексте встречается слово, заданное в условии.
Уделите время изучению электронных таблиц. Раньше на таблицы было одно простое задание. Теперь же с помощью таблиц нужно решить несколько заданий, и часть из них уже не настолько элементарны.

Сравнительная таблица новой и старой версий ЕГЭ

Часть заданий нужно решать на бумаге, а в форму на компьютере вводить только ответ.

Часть заданий можно решать и так, и так: ответ в любом случае отправляется в электронном виде. Эти задания помечены в таблице как те, которые можно решать на компьютере.

Остальные задания без компьютера решить не получится.

№ заданияКомпьютерный ЕГЭ 2021№ заданияЕГЭ прошлого годаТема задания
13Проверка и считывание данных
22Таблицы истинности и логические схемы
34Хранение, поиск, сортировка информации в базах данных
45Кодировка и декодировка информации
54Исполнение или создание линейного алгоритма
68Конструкции языка программирования. Вместо написания программы вручную теперь нужно проанализировать соответствие исходных данных результату
79Определение объёма памяти
810Методы измерения количества информации
9отсутствовалоЭлектронные таблицы
10отсутствовалоИнформационный поиск. Текстовый редактор
1113Подсчёт информационного объёма
1214Исполнение алгоритма
1315Представление и считывание данных
1416Позиционные системы счисления
1518Понятия и законы математической логики
1611Рекурсивная функция. Раньше требовался анализ вручную, теперь надо написать программу на компьютере
17отсутствовалоСоставление алгоритма на языке программирования.Программа проверки на делимость
18отсутствовалоДинамическое программирование, но в таблицах
1926Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
2026Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
2126Логическая игра. Одно задание № 26 превратилось в три. Раньше надо было описывать стратегию, теперь достаточно дать верные ответы
2220Анализ алгоритма с ветвлением и циклом
2322Анализ результата исполнения алгоритма
24отсутствовалоПрограмма обработки строк. Чтение из файла
25отсутствовалоПрограмма поиска делителей
26отсутствовалоОбработка массива. Программирование или таблицы
2727Создание собственной программы. Обработка числовых последовательностей

Новости теперь и в Telegram-канале

28 февраля 2021 г.
    Исправлены неточности в разборе задачи 27.Р-01.

25 февраля 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 17.98.

25 февраля 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 17.96.

24 февраля 2021 г.
    Новые задачи для тренировки 17 (П. Волгин).

23 февраля 2021 г.
    Изменены данные, решения и ответы к задачам 27.(50-51).
    Новые решения задач 27 на PascalABC.NET+LINQ.

21 февраля 2021 г.
    Новая задача для тренировки 16 (А. Богданов).

20 февраля 2021 г.
    Исправлено условие задачи 16.76, 16.78.

19 февраля 2021 г.
    Новые задачи для тренировки 23 (А. Комков).
    Новое решение задачи 27.Р-00 (А. Кабанов).
    Новые задачи для тренировки 18 (А. Кабанов).
    Исправлено условие задач 2.209, 16.81.

18 февраля 2021 г.
    Новые задачи для тренировки 27.
    Новые задачи для тренировки 16.
    Исправлен ответ к задаче 23.125.

17 февраля 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 26.28.

14 февраля 2021 г.
    Размещено письмо Рособрнадзора по поводу проведения КЕГЭ в 2021 году.
    Исправлен ответ к задаче 22.175.

Как подготовиться к ЕГЭ по информатике 2021?

Лучший способ — разобраться в каждой теме и выучить все необходимое. Как это сделать?

  1. Для начала оцените текущий уровень знаний. Можно пройти диагностическое тестирование или попробовать решить последнюю демоверсию экзамена. Таким образом вы поймете, что вы уже знаете, а над чем нужно еще поработать.
  2. Если вы не умеете программировать, советуем заняться этим с самого начала учебного года. Задания на программирование приносят 11 первичных баллов из 30, это достаточно много.
  3. Подумайте, смогут ли вас хорошо подготовить в школе. Оцените, что из школьной программы вы уже знаете, а что предстоит изучить в течение года.
  4. Решите, как вам комфортнее заниматься: лично с преподавателем, в группе или онлайн.
  5. Регулярно занимайтесь, уделяя время и теории, и практике!

Языки программирования – какой выбрать

  1. BASIC. Это устаревший язык, и хотя его до сих пор изучают в школах, тратить время на его освоение уже нет смысла.
  2. Школьный алгоритмический язык программирования. Он разработан специально для раннего обучения программированию, удобен для освоения начальных алгоритмов, но практически не содержит глубины, в нем некуда развиваться.
  3. Pascal. По-прежнему является одним из самых распространённых языков программирования для обучения в школах и вузах, но и его возможности сильно ограничены. Pascal вполне подходит в качестве языка написания ЕГЭ.
  4. С++. Универсальный язык, один из самых быстрых языков программирования. На нём сложно учиться, зато в практическом применении его возможности очень широки.
  5. Python. Его легко изучать на начальном уровне, единственное, что требуется – знание английского языка. Вместе с тем, при углубленном изучении Python предоставляет программисту не меньше возможностей, чем С++. Начав изучение «Питона» ещё в школе, вы будете использовать его и в дальнейшем, вам не придётся переучиваться на другой язык, чтобы достичь новых горизонтов в программировании. Для сдачи ЕГЭ достаточно знать «Питон» на базовом уровне.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий