Тайваньский улун Дун Дин
В мире существует много разнообразных сортов чая, но Дун Дин Улун – бесспорный король среди тайваньских улунов, обладающий пикантным вкусом и продолжительным послевкусием. В переводе Дун Дин (кит. 冻顶, пиньин dòng dǐng) означает «морозный пик». Этот тайваньский чай относится к слабо ферментированным напиткам и отличается богатым витаминно-минеральным составом. Поэтому совсем неудивительно, что его выбирают истинные ценители высококачественного чая.Легенды о происхожденииКогда-то жил Линь Фэнчи, у которого была заветная мечта – стать чиновником. Чтобы сдать экзамены, господину необходимы были средства. Тогда он попросил соседа занять ему денег и, получив их, отправился в Фуцзянь.
Линь Фэнчи, по прибытию на место, повстречал своего знакомого, которого звали тоже Линь. Он был известным чаеводой. Тезка разрешил погостить господину у него на время сдачи экзаменов и получения диплома. Прошло время. Линь Фэнчи успешно сдал экзамены и пришел к чаеводу с дипломом. Обрадовавшись, что и его имя указано в документе, он сделал выпускнику подарок – преподнес 36 саженцев чайных кустов.
История желтого китайского чая
Жёлтый китайский чай (Хуан Ча, 黄茶) имеет долгую историю. И на протяжении всей этой истории многое менялось. Первое упоминание о жёлтых китайских чаях встречается ещё в летописях династии Тан (619-907 гг.). Но те чаи, которые пили в эпоху династии Тан, несомненно, отличаются от тех, что мы имеем сегодня. Есть мнение, что в конце правления династии Мин (1368 – 1644 гг.) и на рубеже эпохи Цин (1644 – 1911 гг.), для большинства листовых жёлтых и зелёных чаёв были разработаны те методы обработки, которым следуют производители чая и сегодня.
Существует много споров о том, что послужило основой технологии производства жёлтого китайского чая. По одной из версий, в раннюю эпоху династии Цин желтый чай, очень возможно, был создан случайно. При производстве зелёного чая после обжарки, когда «травяной запах » в нём убит, если чай не охлаждается и не просушен достаточно быстро, чайные листья будут продолжать окисляться до определенной степени и приобретут желтую окраску. Если однажды это произошло, и чай дал приятный аромат, люди могли начать намеренно томить его, чтобы изготовить желтый чай.
Что это за чай
Этот желтый чай, как и другие, берегли от иностранцев, а за разглашение его секретов наказывали. Он состоит из отборных почек, собранных ранней весной. Название включает две составляющие:
- Мэндин – горная цепь, которая знаменита на всю страну. В красивейшем месте на земле раскинулись чайные плантации, выращиваемые здесь более двух тысяч лет. Лето не сжигает палящими лучами чайные деревья, а зима – не морозит их. Благоприятная погода (частые дожди, туманность) и плодородность почвы – оптимальные условия для выращивания высококачественного чая;
- Хуан Я – желтый (Хуан), почка, побег (Я), то есть желтые ростки.
Длинное название придает аристократизма и загадочности. Сбор вручную и его особенности сказываются на высокой ценовой политике чайной продукции. Этому же помогает богатая история чая, начинающаяся с подношения императору династии Тан.
Невероятно многогранный, шелковистый и утонченный чай. Его вкусо-ароматическая палитра смешивает цветы, ягоды, пряности и терпкую травянистость с объемным маслянистым послевкусием.
Город дождя и чая
Пока я жил у своих новых друзей, мы съездили в уезд Яань в святая святых чайной культуры Китая — знаменитые горы Мэндин. Уезд Яань располагается к востоку от столицы Сычуань всего лишь в нескольких часах езды. Этот маленький уезд имел огромное историческое и культурное значение в древние времена. Яань называют «устьем Тибета», именно отсюда начинался знаменитый когда-то «древний путь чайных караванов» (ча ма гу дао).
О нем я расскажу чуть позже, а пока коснусь «трех особенностей Яаня». Первой особенностью уезда являются дожди. Говорят, что 300 дней в году здесь может идти дождь, поэтому это место также прозвали «город дождей». Однако, когда мы там были, никакого дождя как и вообще, пасмурности не было, поэтому, можно сказать, что нам повезло или наоборот, ибо мы не увидели одну из примечательных черт – как посмотреть на это дело.
Улуны. Часть 5: Тайвань
Радио Пуэр FM. Выпуск 60
Часть 1: У И Шань. Да Хун ПаоЧасть 2: У И Шань. Четыре Великих Куста. Шуйсянь и ЖоугуйЧасть 3: Южная Фуцзянь. Те Гуаньинь и другиеЧасть 4: Гуандун. Одиночные Кусты с Гор ФениксаЧасть 5: Тайвань
Окончание обзора улунов (начало в выпусках №№ 32, 33, 39 и 52). Основы знаний об улунах острова Тайвань. Вкратце о географии и истории Тайваня; об отличиях тайваньских и южнофуцзяньских улунов; о сложностях классификации улунов Тайваня. Чуть подробнее – о Дун Дине, Вэнь Шань Бао Чжуне, Дун Фан Мэй Жень и Гуйфэй.
Тайвань. Тихий океан, субтропики и тропики, 400 км в длину и 150 в ширину, горы, достигающие высоты почти 4 км, плодородные равнины, реки почти 200 км в длину. Площадь в 1,5 раза меньше Воронежской области, население ровно в 10 раз больше, и девятнадцатая экономика в мире.
Как ни странно, но эта благодатная земля на границе трёх морей не всегда была густо населена и процветала. Еще несколько веков назад население острова составляли, в основном, немногочисленные племена аборигенов, по своему развитию находившиеся на уровне неолита. Сохранились они и сейчас – в основном, в труднодоступных горных районах. Языки, на которых они говорят, относятся к австронезийской семье и являются наиболее архаичными её представителями – учёные считают, что именно выходцы с Тайваня около 6000 лет назад заселили всю Океанию. А на остров они попали на две тысячи лет раньше из южного Китая, который в ту пору населяли представители не монголоидной, а австралоидной расы. Поэтому исторически первым названием острова в древних китайских хрониках было Остров Варваров.
Предание о происхождении
Притча гласит, что давным-давно в водоеме обитала рыба, посвятившая десятилетия приобретению духовного опыта и культивированию нравственного развития. Став бессмертной, она обрела дом в «Небесном дворце».
Как-то утром, перевоплотившись в молодую красавицу – отправилась на прогулку — любоваться пейзажами горного массива Мэн Дин и собирать семена чая. Встретив в горах юношу, она воспылала к нему нежными чувствами, влюбившись без памяти. В знак любви девушка подарила избраннику семена, который высадил их возле дома. Они произнесли клятву, что не разлучатся никогда.
Небесные заповеди были против земной любви, вынудив девушку вернуться во дворец и разлучив влюбленные сердца. Парень очень грустил, продолжая ухаживать за чайными насаждениями. Первый сбор урожая щедро раздал местным жителям, чтобы прославить воспоминания о любимой на века. Так, чай с гор Мэн Дин стал известен всему миру.
Зеленый чай
Зеленый чай признан одним из 10 продуктов, которые наиболее эффективно способствуют здоровью и долголетию
Чайный куст (Camellia sinensis) представляет собой крупный кустарник, до 1,5 метров высотой, семейства чайных. Родиной чая считается Юго-Западный Китай, где Шэнь Нуну, Божественный Целитель, впервые применил его. Изначально настои из листьев зеленого чая применялись как лекарственное средство, и лишь спустя время он стал изысканным напитком. Сегодня это растение выращивают в более чем 20 странах Африки, Азии и Южной Америки. В настоящее время зеленый чай является одним из самых популярных напитков всего мира не только благодаря отменным вкусовым качествам, но и тому, что его чудесные свойства помогают укреплять здоровье.
О желтом чае
Жёлтый чай — редкая птица, его производят менее 1 процента от всей массы выработанного чая в Китае. До недавнего времени вывоз его за пределы страны строго карался, правда его поставляли в царскую Россию, обменивая на соболей. Сейчас попытки сделать жёлтый чай ведутся и в других странах, но ни одной не удалось приблизиться к эталону.
В основе жёлтого чая лежит уникальная операция томления (мэнхуан), во время которой чай и приобретает свой желтоватый оттенок и формирует неповторимый аромат. А в остальном обработка схожа с зелеными чаями: подвяливание, прогрев, сминание, томление в плотной бумаге или ткани, сушка. Мэнхуан проводить крайне сложно — во многом мастер должен полагаться на собственное обоняние, и ошибки тут допустить нельзя.
Свежие записи
- Влажные фантазии
- Цюаньган Хуэй Бай – Блестящая Белизна из Цюаньгана
- Новогодние чайные традиции Китая
- Десять стадий постферментации пуэра
- Немного о Цзинь Хуа
- Немного о способах экстракции биологически активных веществ чая
- Немного о чае как о физическом объекте
- Изотопный анализ и географическая идентификация чая
- Мозготряс, бочкочай и тайна слова «tea». Снова о португальском чае
- Гуаньгуаньча – чайная традиция китайского Северо-Запада
- Немного о чае из Ганьсу
- Что такое хороший чай? Тело подскажет
- Серебряные иглы – Рисовые, Дикие, Перебранные. В чем их различия?
- Немного о чайных энтузиастах с острова Сан-Хуан
- Чайные плантации Индии
- Капитан Очевидность о географии чая. И немного об истории
- Органика по-индийски: особенности и отличия
- Ликоу – родина цихуна. Немного об особенностях традиционной технологии Цимэнь Хун Ча
- Бамбуковый сад. Чайные легенды Ассама
- Влияние кофеина на качество сна и на дневное функционирование
- Чаеполезность головного мозга и коронавирусная инфекция
- Немного о чае с острова Джерси
- Новые горизонты для коммуникаций профессионалов кофе, чая и какао
- Ассам – самый чайный штат Индии
- Лэй Коу Чай (雷扣柴) – Громом Разбитые Дрова
- Японские постферментированные чаи
- О пропекании уишаньских улунов
- Чай и БИК-спектроскопия
- Гаоцяо Инь Фэн и Сян Бо Люй – гордость уезда Чанша
- Немного о катехин-кофеиновых комплексах
Цзюнь Шань Инь Чжэнь – «Серебряные Иглы с горы Цзюнь Шань»
Вот как два великих поэта династии Тан, Лю Бо и Яо Ван описывали свои ощущения по поводу великолепного вида горы Цзюнь Шань на озере Дун Тин:
Гора Цзюнь Шань еще называется горой озера Дун Тин, Дун Тин Шань. Легенды говорят, что это гора небожителей. Много с ней связано разных мифов. Есть предание, что более четырех тысяч лет назад, когда император Шунь путешествовал на Юг, он умер под горой Цзю И Шань. И две его любимых жены, Э Хуан и Нюй Ин справляли траур. На лодке плыли они по озеру, осуществляя траурный обряд, и ветер перевернул лодку. Тогда на озере всплыли 72 бирюзовых улитки, которые подхватили их, создав своими телами гору Цзюнь Шань. Поскольку они были женами и наложницами императора, гора стала называться горой императора, государя, Цзюнь шань.
Тэцубин — японский чайник
Когда точно тэцубин (Tetsubin, яп. 鉄瓶) появился в Японии до конца не ясно. Данные свидетельствуют о том, что именно тогда, когда распространилась форма чаепития, известная как сэнтя, когда вместо порошкового чая стали использовать заварку.
Сэнтя появился в Японии примерно в середине 17 века из Китая, тогда все творческие умы Японии были увлечены неоконфуцианской мыслью. Сэнтя не относилась к классической чайной церемонии и представляла чай как напиток, тесно связанный с лекарственными травами. Таким образом, эти творческие личности, приняв сэнтя, выражали символический бунт против официальности чайной церемонии тяною, одобренной правящим классом.
Где растет Пуэр
Пуэр часто называется по месту своего произрастания. Часто можно встретить Пуэр из Иу, Банчжан или Биндао. Чай из таких регионов, как Банчжан или Биндао может иметь очень высокую цену
Знание об этих регионах является важной частью вообще понимания чая Пуэр, а так же о региональных террурах Юннани. Следует отметить, что иногда продавцы используют знаменитые названия, чтобы просто продать чай или пишут название близлежащего известного терруара, но это не значит, что чай не будет обладать схожими характеристиками, если, конечно, речь не идет о шарлатанстве.Юньнань — родина Пуэра
Вкус чая варьирует от региона к региону. Это изменение происходит от многих факторов, включая погодные условия и почву. Климат Юннани классифицируется как субтропический, что обеспечивает превосходные условия для выращивая чайных деревьев с большими листьями, которые стали уникальным материалом для производства чая Пуэр.
ДунДин Улун — Улун с Морозного Пика
ДунДин Улун берет свои корни в округе Наньтоу, местечке ЛуГу, деревне Чжанъя, рядом с озером ЦиЛинь. Его называли пиндинским «Дашуку». Затем производство и выращивание чая стало развиваться в близлежащих деревнях Юнлун и Фэнхуан, а позднее и во всем Лугу. Климат в этой среде очень влажный, местность холмистая, идут обильные дожди. Средняя годовая температура примерно 25 °C. Высота над уровнем моря от 800 метров является более чем приемлемой для выращивания чая. Свыше 70% жителей ЛуГу занимаются выращиванием и изготовлением чая. Лугу – единственное место на Тайване, которое всецело зависит от урожая как от единственного экономического ресурса.
Заварочный чайник. Глина
Изящные китайские чайники из глины — украшение стола любого их обладателя — имеют довольно древнюю историю. Тем не менее, заблуждаются те, кто полагает, что она началась одновременно с историей чая, это не так.
Действительно, метод создания посуды из глины был изобретен в городе Исин, провинция Цзянсу, на юго-востоке Китая, где примерно за 400 лет до нашей эры (то есть, еще в каменном веке) чиновник Фань Ли создал самые первые мастерские, которые работали с керамикой, за что современники прозвали его Тао Чжугун («Князь Красной Глины»). Однако заваривать чай в заварочном чайнике стали лишь в XVI-м веке, во времена династии Мин, а до того времени его просто не было.
Заварочный чайник. Стекло
Огромное количество людей пьет чай. Постоянно появляющиеся новые сорта добавляют этому напитку еще большую, и без того высокую, популярность. Увеличивается и количество специальной посуды. В ее ряду центральное место безусловно принадлежит заварочному чайнику. Традиционные материалы зарекомендовали себя давно. Глина, металл, фарфор, фаянс… В последнее время в их ряд встал еще один — стекло.
Само оно известно давно. Точную дату его появления назвать сложно, мнения специалистов разнятся, но в одном они сходятся — история рукотворных стеклянных изделий насчитывает многие тысячелетия.
О жёлтом чае
Желтый со времен легендарной древности является в Китае императорским цветом. Демиург-прародитель китайской нации известен в истории как Желтый император. Поэтому понятие «желтый чай» неразрывно связано с историей императорских чаев, которая берет свое начало с первого императорского чайного сада, заложенного в 9 веке после Р.Х. на горе Мэндин (современный уезд Ибин) провинции Сычуань, у южных предгорий Тибета.
С тех пор в Китае были заложено множество чайных садов, урожай с которых поступал исключительно на нужды двора, поэтому китайские чаелюбы древности имели возможность познакомиться с ними, лишь если получали высочайший подарок по случаю назначения на чиновничью должность, либо за какие-то конкретные заслуги перед правящей династией. Таким образом, название «желтый/императорский чай» было синонимом утонченного и редкого чая, который невозможно купить за деньги, а можно получить только в качестве подарка.
Желтый чай
Желтый чай – это один из элитарных сортов заварки для приготовления излюбленного тонизирующего напиткаРазличают несколько видов желтого чая в зависимости от типа сырья, которое применяется при его изготовлении. Для сортов желтого чая Цзюнь Шань Инь Чжень и Мэй Дин Хуан Я собираются и обрабатываются почки чайных кустов, а для сортов Хо Шань Хуан Я и Бей Ган Мао Цзянь заготавливаются и ферментируются молодые чайные листочки. Степень ферментации желтого чая – 7-10 %, листики во время этого процесса скручиваются в трубочки по своей длинной оси.
Появление и распространение данного сорта чая относят к 8 веку нашей эры, когда в Китае правила императорская династия Тан. На протяжении многих столетий желтый чай был достоянием только лишь императора и приближенных к нему слоев знати. Китайская элита тщательно скрывала рецепт заготовки этого чая от иностранцев, вывоз сырья в другие страны был запрещен и жестоко карался, вплоть до применения смертной казни. До сих пор данный сорт чая плохо известен за пределами Китая, а его стоимость при экспорте достаточно велика.
Императорский чайный сад
На горе Мэндин есть и такой, окруженный забором и охраняемый каменным тигром чайный сад. По приданию его основали еще при династии Тан, сад заложил большой чайный подвижник У Ли Чжень. Императорский сад состоит из семи чайных растений и занимает площадь всего 12 кв.м. За несколько дней до праздника Цин Мин 12 монахов собирают по 30 почек с этих семи кустов, приготовленный из них чай используется в самых значимых буддистских ритуалах. Шутка ли — Сычуань как известно калыбель чайнрй культуры и ведь именно здесь, на Мэндине, был заложен первый рукотворный чайный сад еще в 55ом году до нашей эры. Теперь чай с императорских кустов получится попробовать только в нескольких чайных на самой горе, купить его не возможно.
6 признаков настоящего чайника
Чтобы чаепитие превратилось в истинное удовольствие, хорошего чая недостаточно. Нужен еще и хороший чайник!
А хороший чайник — этот тот, что изготовлен из подходящего материала, имеет ситечко в основании носика, подходит вам по объему, держит каплю, держит крышку, имеет дырку в крышке для выхода пара и при этом вам очень и очень нравится. Но обо всем по порядку.
1. Ситечко в основании носика. В основании носика обязательно должно быть ситечко, которое препятствует попаданию чаинок в чашку. При выборе чайника снимите крышку и загляните внутрь. Самый лучший вариант — если вместо одной дырки вы увидите несколько, причем довольно крупных. Мелкие будут забиваться чайными листьями.
2. Оптимальный объем. Вычислить его довольно просто — одного заваривания должно хватить на одно полноценное чаепитие, ваше или вашей семьи (в зависимости от того, на сколько человек вы рассчитываете). После этого в чайнике ничего не должно оставаться — чтобы не было искушения пить старый чай. Для одного человека обычно достаточно объема в 300 мл.
Белый чай
Белый чай – божественный напиток китайских императоров, который за его полезные свойства окрестили «эликсиром бессмертия»
Белый чай – это высушенные молодые листочки и почки чайных кустов очень редкого сорта. Лучшими по качеству, самыми благородными и дорогостоящими считаются сорта белого чая Бай Хао Инь Чжень («беловолосые серебряные иглы», состоит из почек чайного куста) и Бай Му Дань («белый пион», в его составе почки и верхние листочки). К малым (менее ценным) сортам, но от того не менее полезным, относятся Гун Мэй («бровь подношение, подарок») и Шоу Мэй («брови старца»). Малые сорта получаются после отбора сырья для элитных видов белого чая, состоят в основном из дробленых листьев.
Незаслуженно забытый Мэн Дин Гань Лу
Мэндин Ганьлу, прекраснейший чай из провинции Сычуань, название которого поэтично переводится не иначе как «сладкая роса с пика Мэн», является своеобразным чаем-неудачником. Почему? У этого чая есть все предпосылки для того, чтобы стать новым китайским брендовым чаем – долгая история, прекрасный вкус, аромат, приближенный к божественному, красивая форма, но китайские маркетологи прошли мимо него, оставив Мэндин Ганьлу на задворках чайной истории. В больших книгах про чай, чайных энциклопедиях, если про него и пишут, то отводят незавидные последние роли. Сейчас не все китайцы и не все иностранные любители чая знают про этот чай, однако он заслуживает пристального внимания.История Мэн Дин Гань Лу
История Сладкой Росы уходит своими корнями в саму историю чаеводства в Китае: по легенде в саду знаменитого У Личжэня, который еще во времена династии Хань, то есть где-то в начале 1-го тысячелетия, рос именно этот чай. Достоверно подтвердить или опровергнуть это невозможно, поэтому поверим на слово. Доподлинно известно, что район близ горы Мэн, в юго-восточной части Тибетского нагорья славился своими чаями очень долгое время, а так как Мэндин Ганьлу именно оттуда, то можно считать, что этот чай прямой наследник древних известных чаев. Чай из имераторского чайного сада вошел в реестр императорских Садов еще в 7 веке и сейчас на входе в этот сад высечена надпись: «Семь стволов чая, не рожденные и не умирающие, прими четыре ляна — станешь бессмертным и ты».
Дун Дин Улун — Улун с Морозного Пика
Дун Дин Улун (Dong Ding, Tung-ting, 凍頂, Улун с Морозного Пика) — родоначальник почти всей традиции тайваньских улунов. Сорт появился в на рубеже 17/18 вв. в эпоху правления Каньси, императора династии Цин. Эта технология пришла на остров вместе с беженцами из Фудзяни, которые завезли кусты Те Гуанини и технологию изготовления в цетральные области острова в середине 1660-х годов. Некоторые особенности технологии стали ведущими в традиции тайваньских чаёв, а Лао Ши Дун Дин (традиционный Дун Дин) через века сохранил вкус той эпохи. (По другим источникам традиция сминания чая в наволочке, перенятая из Аньси, появилась в местности Дун Дин в 1941 году, а к 1950-м охватила практически весь остров).
Три деревни в местности Лу Гу округа Наньтоу являются основателями традиции чаев, именуемых «Дун Дин»: Фэн Хуан, Пиньдин, Юнлун. Само название переводится дословно как «Морозный пик», но возможно связано с идиомой, значащей тяжелый путь вверх-вниз по горам. Сейчас чай под названием «Дун Дин» делается по всему Тайваню и это название стало скорее указанием на технологию обработки (особая прожарка), чем на местность.
Как заваривать
Этот сорт чая – классическая аналогия аристократического вкуса, значительности, чистоты, оригинальности, уникального великолепия и свежести, воспеваемой поэзией. Подход к процедуре заваривания требует соблюдения норм и ненавязчиво вызывает мысли о вечных ценностях. Самый легкий способ приготовления чая в чашке с крышкой:
- Емкость ополоснуть кипятком.
- Насыпать заварку (3-5 г на 250 мл).
- Промыть чай, налив четвертую часть горячей воды +75…+85°С и сразу слить, придержав крышкой заварку. Крутой кипяток использовать нельзя. Он подавляет аромат и полезные вещества, делая напиток горьким.
- Залить снова горячей водой и настоять около 1-2 минут.
- Методом пролива эту же заварку можно использовать до 5-6 раз.
Заваривание в стеклянной посуде даст возможность полюбоваться «пляской чаинок», которые всплывают и опускаются, завораживая и даря эстетическое наслаждение. Зажженная свеча, поставленная за прозрачным чайником, загипнотизирует и усилит впечатления от «танца», распустившихся чайных почек.
Употребление полезного напитка насыщает организм энергией и преподносит незабываемые вкусовые ощущения. Его характеристики:
- Цвет: светло-желтый, прозрачный.
- Аромат: легкий, маслянистый, ореховый.
- Вкус: мягкий, обволакивающий, нежный, бархатистый, сопровождаемый ягодной кислинкой.
- Послевкусие: долгое, освежающее, карамельное с цветочными нотками.
Мэн Дин Хуан Я помогает упорядочить ход мыслей, способствует быстрому пониманию информации, внимательности, повышает иммунитет, выводит шлаки и токсины из организма, улучшает метаболизм.
Прекрасный церемониальный чай и отличный утренний напиток – ускоряет пробуждение ото сна и вовлечение в повседневную жизнь. Сначала бодрит, потом расслабляет, а далее – перезагружает и наполняет неимоверной энергией. Чай Мэн Дин Хуан Я настраивает на продуктивный день и улучшает мозговую деятельность.
фото: depositphotos.com/geniuslady
Зелёные чаи Сычуани: Три колыбели культуры Поднебесной
Сычуань и ее чайные жемчужины хочется воспевать. Каждый из ее знаменитых сортов словно куплет из дивной песни о красоте и невероятных возможностях чайного листа. Одна из красивейших провинций Поднебесной является ключевым местом для чайной культуры. История выращивания чая здесь древняя. Считается даже, что самая древняя — первые семь деревьев во всемирной истории чая были посажены здесь более чем 2000 лет назад достославным У Ли Чжэнем. Было это в уезде Яань, на горе Мэндин. Само место очень трогательное — это небольшая площадка на вершине высотой 1450 метров, на которой растет всего семь кустов — это действительно колыбель чайной культуры, маленькая и уютная. Конечно, кусты не те же самые, но местечко под небом с танских времен было императорским садом и чай здесь всегда рос отменный.
К славе Яаня добавляется и такой факт биографии: это начальный пункт Сычуаньско-Тибетского чайного пути, отсюда отправлялись чайные караваны с прессованным чаем в Тибет, здесь же меняли лошадей на чай, во времена расцвета за одну лошадь давали 100 цзиней чая
Много еще важного тут случилось, придумалось, открылось, произошло, и все-таки, самое интересное — то, что можно попробовать, ощутить на кончике языка, а значит это — чай